Классификация мечей по семействам - последняя, и возможно наиболее важная категоризация мечей от Эдварда Окшотта. Данная классификация была представлена им в книге "Записи средневекового меча". Этот раздел часто пропускается читателями, которые "перепрыгивают" сразу к фотографиям мечей.
Предыдущие типологии стремились разбить меч на его основные части: клинок, навершие и гарду. Однако, рассматривая лишь его отдельные части, может быть сложно полностью определить происхождение меча.
Концепция семейств рассматривает меч как одно целое. Окшотт говорит нам, что "к концу 13 века и до 16 века все больше и больше мечей попадают в то, что я бы назвал 'семействами', которые пересекают несколько типов, и очевидно являются данью тенденциям моды". Эти семейства часто дают больше информации по дате и региону происхождения меча, чем его отдельные части. Поскольку они охватывают типы клинков, они так же облегчают поиск общих черт мечей, не слишком погружаясь в отдельные детали. Идентификация отдельных частей это только начало классификации меча, а не конец.
Окшотт решил проиллюстрировать только основные семейства в "Записях средневекового меча". Действительно, существует множество других семей, а так же множество примеров мечей, которые не попадают в какое-то определенное семейство. Как и с другими видами классификацией, данную классификацию следует рассматривать только как "строительные леса для наведения некоторого порядка в аморфной и бесконечно разнообразной массе форм средневековых клинков, гард и наверший".
Семейство A
Этот короткий эфес имеет навершие формы "колесо" или "диск" и прямую гарду, часто толстую и квадратного сечения. Это семейство мечей использовалось примерно в 950-1550 годах но наиболее популярно было в 1050-1300 годах.
Семейство B
Еще один пример короткого эфеса, с очень широким и плоским навершием формы "колесо" с выступающей средней частью. Гарда с тонким сечением, изогнутая вниз к клинку, и имеет прямые концы. Большинство мечей этого семейства относятся к Типу XIV и могут быть датированы довольно коротким периодом использования 1280-1325 годами.
Семейство C
Это семейство включает в себя почти все мечи Типа XIIIa. Это семейство простирается примерно с 1100 до 1360 года, с множеством примеров, показанных в произведениях искусства начиная с 1250 годов. Эфес длинный с толстым навершием "колесо" и прямой гардой.
Семейство D
Данное семейство мечей было популярно между 1360 и 1410 годами. Эфес длинный с толстым навершием "колесо". В отличие от Семейс тва C, у наверший Семейства D часто встречаются углубленный центральный выступ. Еще одной определяющей характеристикой является длинная, прямая, ромбическая либо круглая в сечении гарда. Четко определяемые экземпляры имеют выпуклый центр гарды, формируя выступ. Концы гарды повернуты под острым углом в сторону острия клинка.
Семейство E
Одной из отличительных особенностей этого семейства мечей является клиновидное навершие с "фестонами" на его верхней изогнутой поверхности. Гарда длинная с квадратным сечением без утолщения в средней части. Концы гарды повернуты к острию меча. Мечи этого семейства часто называют типом "Семпах", ссылаясь на два известных экземпяра, принадлежавших рыцарям, сражавшихся в битве при Семпахе под Цюрихом в 1386 году.
Семейство F
Окшотт называл мечи этого семейства "воплощением средневекового меча", отмечая что они определяют архитип формы рыцарских мечей. Популярность этого семейства простирается примерно с 1410 по 1550 года. Короткий эфес вкупе с длинной изогнутой к клинку гардой с сложным сечением и выраженным утолщением в центре.
Семейство G
Короткий эфес этого семейства мечей с тяжелым навершием формы колеса и укороченным вариантом гарды семейства D. Изобразительные источники 1380-1440 годов показывают множество мечей этого семейства.
Семейство H
Окшотт называл мечи этого семейства "скучными, безжизненными и непримечательными", отмечая упрощенный характер их формы. Навершие представляет собой плоский диск с минимумом деталей, а гарда длинный "бесформенный металлический стержень круглого или квадратного сечения". Эти образцы сложно датировать, так как сохранилось не так много образцов, при этом хотя бы один меч данного семейства присутствует в большинстве крупных коллекций.
Семейство I
Множество экземпляров мечей этого семейства сохранилось в арсеналах Александрии и Константинополя, что приводит нас к предположению о происхождении этого семейства в Южной Европе. Навершия почти всегда бронзовые в форме большого плоского диска с ярко выраженными центральными выступами. Гарды узкие в форме галстука-бабочки с плоским сечением. Широкие клинки имеют почти параллельные лезвия, закругленные острия и узкие долы на 2/3 их длины.
Семейство J
Большинство сохранившихся экземпляров мечей этого семейства относятся к находкам при Кастийоне (Франция) и датированы 1420-147 гг. Они определяются своими довольно длинными навершиями формы "рыбий хвост" и закругленными гардами. Имеют заметное утолщение гарды в центре, концы гарды оканчиваются округлыми выпуклостями. Рукояти короткие, но длинное навершие позволяет компенсировать это.
Семейство K
Имея рукоять как правило полуторных пропорций, эти датские мечи имеют плоское навершие в форме колеса с центральными выступами на каждой стороне. Гарды имеют форму галстука-бабочки. Известно лишь несколько сохранившихся экземпляров.
Семейство L
Другой датский вариант, этот очень длинные боевой меч конца 15 века имеет грушевидное навершие и короткую гарду, обычно плоскую в сечении и изогнутую к острию клинка.
Семейство M
Эти мечи были наиболее распространены в Северной Европе в конце 15 - начале 16 веков. Они имеют длинную рукоять, состоящую из двух частей, узкую у навершия, расширяющуюся в центре и снова сужающуюся у гарды. Навершия были в форме диска с углубленными круглыми выступами в центре. Гарды обычно были довольно длинные и часто S - образные под прямым углом к плоскости клинка.
Заключение
Страсть Окшотта к средневековым мечам, его тщательное изучение материала и многочисленные публикации сделали это оружие гораздо более доступным и понятным для ученых, коллекционеров, реконструкторов и любителей. Он также разрушил множество старых мифов и россказней о весе мечей, показав что они были гораздо более изящным и сложным оружием чем просто грубые заточенные дубины, которыми они могли бы быть.
Благодаря растущему интересу к мечам, число людей на которых оказали влияние работы Окшотта продолжает расти. Это мастера единоборств, стремящиеся заново открыть "старые" техники; ученые, пытающиеся датировать новые археологические находки; коллекционеры, ищущие максмально точную информацию; люди, вдохновленные множеством фильмов с участием персонажей, владеющих мечом. Одна из надежд Окшотта заключалась в том, что его работа станет не концом процесса изучения для любителей мечей, подобных ему, а будет, по его выражению, "дверью для новых открытий". Даже Окшотт в процессе изучения материала называл себя "любителем". "И тогда, возможно, вы, кто читает это" , писал он в "Записях средневекового меча", "продолжите там, где остановился я".
Комментарии
Добавить комментарий