14 век продемонстрировал все нарастающую скорость эволюции защитных качеств доспехов. С все увеличивающейся эффективностью использования лучников и пеших воинов в начале века, защищенные в основном только кольчугой всадники стали крайне уязвимыми. В ответ на это естественно стала разрабатываться более совершенная защита (кольчужный комплект защиты, железный шлем, и ранняя латная защита ног), с дополнительными защитными пластинами на других частях тела. Эти защитные пластины крепились поверх уже имеющейся кольчуги, давая дополнительную защиту верхних конечностей и тела. В то время как эти изменения давали дополнительную защиту против пеших противников и стрел, они так же представили старые рубящие мечи неэффективными против любого воина, одетого в подобный доспех (иногда называемый переходным от только кольчужного к полному латному доспеху). Сложности в нанесении повреждений воину в подобном доспехе привела к возрождению других типов оружия, таких как булава, топор, и боевой молот.
Меч должен быть измениться, чтобы сохранить (или точнее возвратить) свою эффективность, или же он сразу мог стать устаревшим. В сражении против доспехов того времени было необходимо более активно использовать колющие удары для поиска уязвимых точек в соединениях доспеха противника. Плоские двояковыпуклые клинки, популярные на ранних мечах, не были приспособлены к колющим ударам, так как их клинки имели определенный запас гибкости для лучшего нанесения рубяще-режущих ударов. Широкие острия клинков, необходимые для тяжелых рубящих ударов, также не подходили для укола. Таким образом, возникла необходимость разработки иных сечений и профилей клинков для придания мечам нужной жесткости и подходящей для укола формы острия.
Одна их таких комбинаций привела к появлению меча, названного в типологии средневековых мечей Окшотта Типом XVII. Вместо использования алмазного сечения, как у мечей Типа XI, Типа XVI, и Типа XVIII, эти мечи имели шестиугольное сечение клинка, которое добавляло жесткости клинку. Все эти мечи имели полуторные пропорции, для возможности получения выигрыша в силе удара и маневренности меча, посредством использования двуручного хвата.
Клинки мечей данного типа, который был популярен между 1355 и 1425 гг., часто имеют дол в верхней трети клинка, хотя это не является определяющей характеристикой типа. Эти клинки могут быть довольно тонкими, и, по словам Окшотта, «напоминать клинки рапир 16 века», или же они могут быть шире у основания, наподобие мечей других типов. Независимо от ширины клинка, все они имеют острое острие.
Форма сечения и стремление создать меч, пробивающий максимально прочный доспех, привели к тому, что некоторые мечи данного типа имеют необычный вес и баланс. Окшотт упоминает, что вес некоторых из мечей Типа XVII достигал 2.5 кг. Один из экземпляров в его коллекции весит около 2 кг, и имеют точку баланса приблизительно посередине клинка. Другие экземпляры, конечно, весили и меньше. Экземпляр из Музея Фицуильяма весит около 1 кг.
Конструкция этих мечей, вероятно, привела к тому, что Окшотт называл этот тип как «в целом скорее скучный», поскольку большинство экземпляров попадают в одну из двух групп. Первая группа, называемая семейством Земпах (названная так потому, что два меча такой конфигурации были найдены в гробнице рыцарей, погибших в Битве при Земпахе в 1386 г). Эти мечи имеют пробкообразное навершие Типа T2, и изогнутую вниз гарду Стиля 1a. Мечи другой группы обычно имели широкое плоское овальное навершие Типа H1, и гарду Стиля 1 или Стиля 6. Немногочисленные экземпляры других мечей не вписываются ни в одну из этих групп; одни из них имеют пробкообразные навершия, или иные формы круглых наверший.
Исторические экземпляры мечей Типа XVII
XVII.1 Музей Фицвиллиам, Кембридж
Данный экземпляр, найденный в реке Грейт-Уз на Эли в Кембриджшире был назван «лучшим образцом мечей семейства Земпах». Датированный приблизительно 1370-1400 гг., он сохранился в относительно хорошем состоянии. Имеет клинок длиной 92 см, и весит около 1 килограмма.
XVII.2 Национальный музей, Копенгаген
Этот несколько более ранний меч, датированный приблизительно 1360-1390 гг., является примером другого стиля эфеса, общего для мечей Типа XVII. Данный меч, бывший ранее в коллекции Окшотта, весит почти 2 кг и имеет точку баланса, близкую к середине его клинка длиной 87 см. Окшотт называл его слишком тяжелым и «неуклюжим» даже для этого типа мечей.
XVII.3 Корпорация, Бристоль
Считается, что этот меч активно использовался в период между 1380-1400 гг., но его история прослеживается только с 1430 гг., в Бристоле. Эфес изготовлен из позолоченного серебра и имеет украшения, что позволяет предположить, что данный меч относился к т.н. «носимым» мечам (мечам, которые носились как элемент костюма). Данный меч имеет клинок длиной 97 см, а его гарда идентична гарде меча из аббатства Баттл (1403 г.), находящегося в настоящий момент в Королевском шотландском Музее в Эдинбурге.
XVII.4 Национальный музей, Копенгаген
Надпись на Наски (исламский рукописный алфавит, появившийся около 10 века) позволяет датировать данный меч 1436-1437 гг., когда он, вероятно, был выдан с одной из оружейных Среднего Востока в качестве дани. Ковка данного меча и начало его использования, скорее всего, приходятся на конец 14 века. Меч имеет клинок длиной 93 см, рукоять является современно заменой. Навершие содержит инкрустированный медью крест с лицевой стороны.
XVII.5 Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Клинок этого меча длиной в 98 см имеет плоское шестиугольное сечение в сильной части клинка, которая ближе к острию переходит в часть с сечением «плоский алмаз». Навершие меча имеет форму яйца, гарда имеет изгиб в сторону клинка, на крыльях гарды с одной из сторон имеются несколько декоративных рельефных выступов.
XVII.6 Частная коллекция
Данный меч датирован приблизительно 1375-1400 гг., и, несмотря на то, что был найден в реке, находится в отличном состоянии. Имеет навершие, типичное для семейства Земпах. На клинке длиной 84 см имеется латунный инкрустированный знак.
XVII.7 Коллекция Марзоли, Брешиа, Италия
Датированный приблизительно 1380 гг., этот крупный меч имеет клинок длиной 104 см типичного шестиугольного сечения. Навершие формы «сплющенный овал» и прямая гарда также являются распространенными особенностями мечей данного типа. Данный меч сильно поврежден коррозией, скорее всего из-за того, что он был найден в реке.
XVII.8 Королевская Оружейная Палата, Лидс, Англия
Этот меч, найденный в реке Темзе, находится в неплохом состоянии, но имеет точечную коррозию по всей поверхности, и сильно поврежденное коррозией острие. Клинок длиной 89 см имеет рикассо, позволяющее безопасно удерживать за него меч при нанесении колющих ударов с близкого расстояния.
Мечи Типа XVII, найденные в произведениях искусства
Не всегда получается легко идентифицировать Тип XVII в современных ему произведениях искусства, т.к. он имеет схожий с другими типами силуэт, когда находится в ножнах, такими как Тип XVa и Тип XVIa. Поскольку конфигурация эфеса, типичная для мечей Типов XVII (которые встречались менее часто, чем другие типы) встречается достаточно часто на памятниках в Англии и Германии конца 14 - начала 15 веков, то можно предположить, что данный тип мечей был довольно популярным в этот период. Окшотт пошел дальше, утверждая, что «Английские памятники между 1355 и 1425 гг. показывают почти исключительно мечи этого типа». К примеру, меч Вейкарда Фроша (умер в 1375 г.), даже будучи в ножнах, показывает тонкий и острый клинок, изогнутую вниз гарду, навершие в виде пробки, что делает его идентичным другим мечам семейства Земпах.
Деревянная статуя Святого Георгия, убивающего дракона, датированная между 1350 и 1390 гг., показывает меч, наиболее хорошо подходящий под Тип XVII. Данный меч имеет навершие в форме сплющенного колеса, и клинок вероятно шестиугольного сечения. Его рукоять, которая чуть длиннее, чем рука Святого Георгия, выглядит короче рукояти полуторного меча, и его клинок также выглядит короче, чем другие типичные представители мечей Типа XVII. Однако в коллекции Уолласа есть меч схожих пропорций, с клинком длиной всего 74 см.
Заключение
Появление мечей Типа XVII стало прямым следствием появления латной защиты поверх кольчужной, ставшей популярной в конце 14 - начале 15 веков. В то время как некоторые экземпляры этих мечей показывают отличные фехтовальные характеристики, другие, похоже, были разработаны для проламывания доспеха, наподобие топора или боевого молота. В то время как другие типы мечей, особенно с алмазными сечениями, могли иметь лучшее сочетания рубящих и колющих возможностей, мечи Типа XVII, скорее всего, так же были весьма эффективными, что дало им популярность, о которой говорит частота их появления на современных им памятниках. Визуальное сходство между группами сохранившихся экземпляров довольно интересно, и похоже что эта ситуация уникальна для данного типа. Надеемся, что будущие исследования позволят узнать больше о данных мечах.