Эпоха Ренессанса была временем перемен в социальной и интеллектуальной жизни, а также в военном деле. До этого момента меч служил двум целям, будучи как орудием войны, так и символом социального положения его владельца. Ввиду того, что широкое распространения огнестрельного оружия и соответствующие изменения тактики боя в значительной степени лишили рыцарей стратегической роли на поле боя, меч стал меняться для удовлетворения текущих потребностей. Давно используемый на поле боя лишь как резервное оружие, и намного более распространенный как элемент повседневной одежды, меч сохранил свой социальный и экономический символизм, хотя и в значительной степени потерял свое значение на поле боя.
Оружие и доспехи знати в эту эпоху часто искусно украшались для демонстрации благосостояния их владельцев. Мечи, будучи крайне редко украшенными в Средневековье, тоже пали жертвой этой моды, будучи теперь часто украшенными гравировкой и позолотой. Парадные доспехи и гражданское оружие процветали, начиная с 15 века, как доспехи и оружие, переместившиеся от использования на полях сражений к использованию в турнирах и повседневной жизни.
Последние две категории типологии средневековых мечей Окшотта берут свое начало с конца Средневековья (т.н. Позднего Средневековья) до раннего Ренессанса, и содержат множество экземпляров оружия, появившихся под влиянием моды, и не обязательно разработанных для их использования в бою. Типы XXI и XXII были изначально описаны как Тип XXa в книге Окшотта 1964 года «Меч в эпоху рыцарства». В его клине 1991 года «Записи средневекового меча», тем не менее, он описал последние две перечисленные группы (Тип XXI и Тип XXII) и объединил их в одну главу, как мы и сделаем в этой статье. Оба этих типа были популярны в 15 веке и существовали вплоть до 16 века включительно.
Тип XXI состоит из мечей, появившихся, по всей видимости, под влиянием знаменитого гражданского кинжала/короткого меча, известного как чинкуэда. Названный так из-за своего клинка (который был приблизительно шириной в 5 пальцев), чинкуэда состояла из широкого клинка, часто искусно гравированного и позолоченного. Длина клинка могла варьироваться от размера кинжала до размера одноручного меча, хотя большинство экземпляров попадало между ними. Гарда чинкуэды была обычно короткой и загнутой вниз в сторону клинка, и большинство экземпляров имеют U – образную верхушку навершия.
Мечи Типа XXI также имеют широкие клинки и короткие искривленные гарды, как и их гражданские варианты. Как и в остальной части типологии Окшотта, эта группа мечей ограничена экземплярами с длиной меча, что дисквалифицирует из нее популярные классические чинкуэды с длиной обычного кинжала. Навершия на мечах этого типа может быть U-образной формы, наподобие наверший чинкуэды, или быть более классическим для своего периода, таким как различные вариации типа «колесо». Клинки обычно имеют несколько долов. Большинство экземпляров скорее всего имеют северо-итальянское происхождение, хотя влияние итальянской моды привело к появлению подобных мечей в других регионах Европы, особенно в Англии.
Стоит отметить, что в то время как типичные чинкуэды с длиной меча обычно классифицируются как Тип XXI, не все экземпляры Типа XXI могут быть классифицированы как чинкуэды, как это будет видно в следующем разделе с историческими экземплярами мечей. Определяющие особенности данного типа это ширина клинка, форма клинка, и короткая, загнутая вниз гарда, несомненно скопированная с чинкуэды.
Мечи Типа XXII в основном являются декоративными парадными мечами. Клинки этих мечей обычно широкие и плоские, сужающиеся к острому острию. Под эфесом обычно имеется пара коротких узких и глубоких долов.
Исторические экземпляры мечей Типов XXI
Будучи датированным 1493-1498 гг., данный меч был изготовлен для Чезаре Борджиа, когда он был Кардиналом Валентино. Эфес сделан из позолоченной бронзы и украшен эмалью и золотыми украшениями. Гарда содержит его имя и титул. Клинок длиной 84 см украшен гравировкой и позолотой.
Датированный приблизительно 1480 – 1500 гг., этот меч имеет классическую форму чинкуэды. Клинок длиной 81 см имеет дол, и не содержит никаких гравировок или позолоты. Рукоять является современной заменой.
Данный экземпляр, датированный приблизительно 1470-1490 гг, имеет более типичную для меча форму. Клинок длиной 76 см имеет два дола, и незначительное количество гравировки и позолоты. Навершие является одним из вариантов навершия Типа R по Окшотту. Гарда более длинная и менее изогнутая, чем на других экземплярах.
Датированный приблизительно 1500г. клинок длиной 85 см соединен с типичным для чинкуэды эфесом с костяными накладками. Никаких гравировок на клинке не обнаружено.
Исторические экземпляры мечей Типов XXII
Датированный приблизительно 1440г., этот меч был сделан для Фридриха III, Короля римлян, перед его коронацией как Императора. Клинок длиной 66 см имеет итальянское происхождение, но эфес был сделан в южной Германии. Пята клинка имеет гравировку и позолоту.
Клинок длиной 66 см имеет типичную для Типа XXII форму, в то время как эфес, подобный эфесу чинкуэды, скорее относится к Типу XXI. Стальная пластина на рукояти выглядит как оригинальная, но накладки рукояти из рога скорее всего являются заменой, поскольку они выполнены намного более грубо, чем остальные элементы данного меча. Клинок имеет отлично сохранившуюся гравировку под гардой.
XXII.3 Исторический музей, Дрезден, Германия
Этот меч связывают с «Генрихом де Фроммом» (Генрихом Благочестивым), - явная ссылка на Герцога Генриха V Саксонии (1473-1541), курфюрста Саксонии в 1539-1541 гг. Клинок длиной 80 см, общая длина меча 117 см. Музеем этот меч датируется 1512 – 1541 гг.
XXII.4 Музей во Флоренции, Италия
Окшотт описывал этот меч как почти идентичный мечу XXII.2, приведенному выше, хотя у данного меча, вероятно, сохранилась оригинальная рукоять из рога, и его клинок длиной 65 см не имеет декоративной гравировки. Этот экземпляр имеет венецианское происхождение, и датируется приблизительно 1500 г.
XXII.5 Музей истории искусств, Вена
Этот церемониальный меч был подарен Императору Сигизмунду I, когда он был в Италии в 1433 году и был короновал Папой Римским Евгением IV. Эфес меча позолочен и выполнен в форме дракона, в напоминание о рыцарях Общества Драконов, созданного Сигизмундом, королем Венгрии. Закрученная рукоять из слоновой кости символизирует клык нарвала – мифического единорога – символа чистоты. Клинок длиной 72 см имеет гравировки и украшен золотом.
Мечи Типов XXI и XXII, найденные в произведениях искусства
Окшотт называл сохранившиеся изображения Типа XXI «весьма редкими», но отмечал, что несколько английских скульптурных произведений изображают мечи этого типа.
Лучший экземпляр такого изображения – это изображение сэра Роберта Аркура, умершего в 1471 году. Также существуют два других английских изображения, датированных 1450 г. и 1510 г., на которых изображены мечи, вероятно, Типа XXI.
Также есть картина, изображающая меч Типа XXI с шаровидным навершием Лоренцо де Никколо Джерини, датированная 1404 г., в Галерее Академии в Венеции.
Окшотт не упоминает примеров мечей Типа XXII, отображенных в художественных работах.
Заключение
Даже учитывая то, что период использования и область распространения этих мечей были ограничены, многие экземпляры мечей Типа XXI и Типа XXII показывают высокий уровень декоративного мастерства. Окшотт очевидно чувствовал, что эти мечи заслуживают отдельного упоминания в классификации. Они являются важной исторической связью между истинным оружием поля боя, и церемониальными и украшенными гражданскими мечами Ренессанса.