Кама - кинжал, которым пользовались кавказские и закавказские народы. Кинжал был распространен и на Ближнем Востоке. Продолжает линейку колющего оружия.
В семнадцатом-девятнадцатом веках он был очень распространен в ближневосточном регионе, а на Кавказе стал популярен только в восемнадцатом столетии. Интересно, что использовали его также как хозяйственный инструмент, который использовался в бытовых целях. Настоящий горец начинал носить каму, будучи еще подростком.
Клинок с линзовидным сечением имеет продольный узкий дол. Клинок обоюдоострый и прямой, плавно сужающийся к острию. Снабжен узкой рукоятью. Крестовина отсутствует, навершие отличается массивностью.
Допускалось ношение кинжала как на поясе, так и на шее, в основном он использовался как рубяще-режущее оружие, но им можно и колоть благодаря хорошему проникающему действию. Для рубящий ударов он был недостаточно эффективен из-за того, что центр тяжести смещен к рукояти, также это обусловлено и малым весом.
Какие бывают камы
Есть несколько разновидностей этого оружия, которые формировались в зависимости от региона.
Азербайджанский клинок украшается различными орнаментами, в которых встречаются мусульманские мотивы, но в основном это геометризованные мотивы растительного типа. Можно встретить переработанные детали такого орнамента, как прорезной.
У армянского кинжала рукоять похожа на восточную арку из-за головки, имеющей вытянутую форму. Стальные части кинжала имеют украшения - это фестоны, выполненные в виде тюльпанов. Его прибор украшается орнаментом и армянскими надписями, выполненными стилизованной вязью.Также обычный способ украшения - серебряное или золотое тауширование, причем они часто сочетаются. Есть еще один вид кинжалов из Армении, когда таушировка используется для создания растительного орнамента - а им украшают все металлические части холодного оружия.
Головка такого кинжала обычно делается с перехватами, то есть глубокими боковыми вырезами. Шляпки загвоздок могут быть разными - как конусообразными, периодически приплюснутыми с краев, так и цилиндрическими (высокими) и круглыми (низкими). Загвоздки под шляпками имеют прокладки в форме ромба.
Мотив восточной арки повторяют и ножны: соответствую форму имеют треугольные края не только наконечника, но и устья.
Грузинская разновидность отличается в первую очередь клинком - он короткий и широкий. На серебристом или металлическом перекладе часто можно увидеть шляпки, стилизованные под цветочные лепестки. Украшением кинжала в основном служат прорези и просечки из золота или серебра. Короткий клинок клиновидной формы снабжается рукоятью с полуовальной головкой (общекавказский вариант).
На ножнах такой камы часто можно увидеть опоясывающую устье металлическую полоску, само оно достаточно большое. Есть изящный наконечник. Среднюю часть грузинского кинжала обычно украшает накладная сварочная пластинка, а пятку - фигурные сквозные прорези, которые обрамляются насечкой из серебра или золота. На рукоятях и ножнах - серебряный оклад, который украшает растительный или цветочный орнамент крепного размера, который может быть исполнен чернением, дополненным гравировкой, которая дополняется позолотой, а также канфарением.
Дагестанский клинок отличает вытянутая головка черенка, что придает ему схожесть с армянским вариантом. Именно камы, созданные мастерами из Дагестана, считаются лучшими на всем Кавказе и ценятся более чем высоко. Слава этих кинжалов вышла и за пределы Дагестана - ценители восхищаются их изящной формой и художественным исполнением, а также высоким мастерством изготовления.
Разновидностью дагестанского является лезгинский кинжал, который отличается несимметрично раположенными долами на каждой голомени.
Особое место в ряду собратьев занимает кубачинская кама. Длина клинка, его ширина и размеры рукояти соотносятся друг с другом в исключительно приятных пропорциях. Но отличаются они не только точно рассчитанными пропорциями, а и деталями: так, за образец для клинка обычно берут лезгинские кинжалы, то есть они однодольные. Это означает, что левый дол более глубокий и располагается он выше правого. Это делает конструкцию клинка жесткой, в то же время максимально облегчая его. Если долов несколько по каждой стороне, они, как правило, украшаются различными узорами. Наносится рисунок травлением и напоминает узор сварочной стали.
Если кама лезгинского типа, то сталь клинка, расположенная между долами, воронится и широкими полосами. Головка на рукояти более длинная, у нее закругленный верх, к которому основа постепенно сужается. В некоторых случаях она может напоминать головку образца, называемого казенным, то есть такого, который использовался на кинжалах русских офицеров, особенно казаков.
Составная рукоять имеет загвоздки с металлическими шляпками, которые выполняются или в виде конуса или как многогранные пирамидки. Если это дагестанский вариант, то под шляпкой не будет дополнительной прокладки.
Головка рукоятки, ее нижняя часть и даже шляпки загвоздок оковывают металлом. Стилизованный цветочно-растительный орнамент украшает не только металлическую часть ножен, но и оковку ножа и ручки (когда такая есть, что является распространенным вариантом). Тип орнамента при этом такой же, какой кубачинские мастера используют, украшая длинные клинки. Всего их четыре типа, особенно широко распространены два - мархарай и тутта. В целом техника украшения такая же, как применятся при работе с длинноклинковым оружием.
Наконец, существует особая разновидность камы грузинского типа - хевсурская. Она имеет обычную для грузинского холодного оружия форму и латунный приклад. Иногда клинку придаются типичные общекавказские черты с сильным приближением к грузинскому типу. Части прибора ножей и рукоятей выковываются из железа или латуни. Их украшает простейший орнамент , которые исполняется медной насечкой.